Экспертные сессии «Развитие общественного транспорта в малых городах и сельских территориях. Роль современных технологий в повышении транспортной доступности» и «Высшее образование. Возврат к традиционной для России базовой подготовке специалистов» состоялись в рамках форума «Сообщество» в г.Воронеже 02.06.2023.
В мероприятиях принял участие и дал экспертное заключение по рассматриваемым проблемам Директор Ассоциации «ТАМА», Заместитель Председателя Комитета по транспорту ТПП РФ, член Общественного Совета при Министерстве транспорта РФ, Рабочей группы «Транспорт» Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, Общественной палаты г.Москвы, доктор технических наук, профессор Н.О.Блудян.
Участники мероприятия обсудили вопросы формирования национальной системы подготовки инженеров: определили актуальные для инженерных направлений уровни подготовки, рассмотрели наиболее перспективные для использования практики из советской и современной систем образования. Дана оценка возможным проблемам при возврате к традиционным формам подготовки специалистов высшей школы, представили оптимальные механизмы их решения.
Н.О. Блудян отметил, что:
- За последние годы в болонской системе образования объективно произошло снижение качества подготовки специалистов по инженерным специальностям, в т.ч. транспортной направленности.
- В образовательных программах и учебных планах начали сокращать специальные профильные дисциплины, сократились объемы практических и лабораторных работ, учебная практика на предприятиях во многом превратилась в формальность.
- В рамках действующей системы бакалавриата за четыре года не представляется возможным подготовка квалифицированного инженера для отраслей экономики страны и транспортного комплекса. Без сомнения, необходим переход к пятилетней системе образования при подготовке инженеров-транспортников.
- Требуется усиление практической связи ВУЗов с головными предприятиями отрасли, формулировать требования работодателей к стандартам выпускника. Кафедра «Городской пассажирский транспорт» ГУП «Мосгортранс» является конкретным примером реализации такой идеологии в г.Москве.
- Компании транспортного комплекса Москвы — члены Ассоциации «ТАМА» стали инициаторами по созданию впервые профессионального стандарта «Работник по развитию агломерационной мобильности», а Университет МАДИ лицензировал программу высшего образования «Управление агломерационной мультимодальной мобильностью».
На экспертной сессии «Развитие общественного транспорта в малых городах и сельских территориях. Роль современных технологий в повышении транспортной доступности»
в качестве модератора выступил заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Зотов И.
В ходе экспертного обсуждения было рассмотрено текущее состояние транспортной доступности малых городов и сел, проанализированы потребности инфраструктуры, необходимой для развития новых маршрутов. Участники выработали перечень предложений по развитию пассажирского сообщения, чтобы повысить комфорт пассажиров и способствовать решению вопросов транспортной доступности.
Н.О. Блудян отметил, что:
- Одним из весомых причин нерешения проблемы мобильности жителей малых городов и сельских населенных пунктов, как правило, указывают отсутствие финансовых средств. Однако, общеизвестно, что в регионах широко развит нелегальный серый извоз, который с одной стороны не платит государству никаких налогов и других отчислений, а с другой – отнимает у других законных перевозчиков их потенциальный доход.
В регионах необходимо организовать серьезную работу против нелегалов.
- Цифровизация организации перевозок дает хороший шанс по организации на малозагруженных маршрутах в сельской местности в системе «По требованию». Такие технологии уже используются в Московской агломерации. Однако этот вид организации перевозок пока находится вне нормативно-правового регулирования и требуется срочное решение этого вопроса.
- При организации автобусных перевозок предъявляются жесткие требования к характеристикам автомобильных дорог. Если даже предположить, что все проблемы с подвижным составом, водителями, базой и т.д. решаемы, то запуск маршрута по дороге, которая не соответствует требованиям безопасности, исключается. Решением может стать легализация системы «совместных поездок» легковыми автомобилями, при которых отсутствуют указанные требования.