Международная научно-практическая конференция «Транспорт России: проблемы и перспективы» состоялась 9-10 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге.
Организатором мероприятия выступил ФГБУН Институт проблем транспорта им. Н. С. Соломенко Российской академии наук (ИПТ РАН) совместно с ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России. Конференция проводится в соответствии с планами научных мероприятий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Президиума Российской академии наук и посвящена обмену теоретическими и практическими научными знаниями в области эффективного функционирования транспортной системы Российской Федерации. Конференция посвящена фундаментальным проблемам транспорта, теоретическим и практическим аспектам организации и прогнозирования развития транспортного комплекса страны с учетом экологического фактора, создания условий для выравнивания социально-экономического развития регионов и обеспечения связанности территорий государства. Мероприятие предоставила площадку для научной дискуссии ученых, специалистов-практиков транспортной отрасли, представителей органов власти и профильных министерств. В мероприятии принял участие и выступил с докладом «Цифровизация Перевозок: Единая Интеллектуальная Транспортная Система Агломераций» директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации» (Ассоциация «ТАМА»), заместитель председателя Комиссии по транспорту Общественной палаты города Москвы Н.О. Блудян.
Вопросы, обсуждаемые на Конференции, имеют важнейшее значение для экономики страны, являются составной частью Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и отмечены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2021 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Основные рассматриваемые на Конференции вопросы:
- системные вопросы развития транспорта России;
- интеллектуальные мультимодальные транспортные системы;
- технологии построения когнитивных транспортных систем;
- проблемы безопасности транспортных систем и технологий.
В программе Конференции уделили особое внимание проблемам негативного воздействия транспорта на окружающую среду и механизмам снижения концентрации выбросов вредных загрязняющих веществ с учетом перспективы перехода транспорта на водородное топливо.
Итогом Конференции стала Резолюция, подготовленная на основе предложений участников:
- Дальнейшее развитие экономики и социальной среды России, успешное освоение территорий Сибири, Дальнего Востока, Арктической зоны России связано, прежде всего, с созданием и совершенствованием интеллектуальной мультимодальной транспортной системы, как основы единого транспортного пространства Российской Федерации.
- Обеспечение устойчивого развития транспортного комплекса стран-членов Евразийского экономического союза требует особого внимания к экологическим, эколого-экономическим и эколого-социальным аспектам деятельности транспорта. Предлагается создать международную рабочую группу по разработке фундаментальной концепции и методологии интеллектуальных транспортных систем, технологий построения интеллектуальной системы экологической безопасности на транспорте, а также по разработке и внедрению экспертных систем оценки экологической безопасности транспортных услуг на всех этапах жизненного цикла.
- Учитывая, что в настоящее время активно ведутся работы по формированию новой транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года необходимо учитывать прогностические технологические тенденции, связанные с цифровизацией транспортных систем различной модальности и разработки соответствующей цифровой структуры.
- Успешность новой транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2035 года предполагает активизацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на дальнейшее развитие цифровой транспортной экосистемы страны (ЦТС) на основе широкого применения новейших технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки больших данных. Для ЦТС необходимо разработать новые стандарты функционирования и технологии построения городских, региональных, национальной и международной подсистем.
- Министерству транспорта Российской Федерации, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и представителям транспортной отрасли предлагается поддержать проводимую Российской академией наук, ИТП РАН, транспортными НИИ и вузами программу дальнейшего развития ЦТС.
- Современным мировым трендом является стремительное развитие единых интеллектуальных транспортных систем агломераций. В этой связи особое значение приобретают работ по созданию и применению алгоритмов нейтрализации рисков цифровизации транспортных систем агломераций, функционирующих на территории РФ. Предлагается под руководством Министерства транспорта РФ сформировать рабочую группу по проблемам обеспечения комплексной безопасности цифровой инфраструктуры транспортных систем агломераций, а также провести комплекс мероприятий по внедрению в работу транспортно-логистических компаний агломераций РФ единой методики оценки эффективности управления безопасностью цифровой инфраструктуры.
- В интересах формирования кадровой платформы для обеспечения успешного участия России в четвертой индустриальной революции – «Industry – 4.0» в сфере транспорта, Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рекомендуется активно развивать инновационную инфраструктуру новых наукоемких транспортных кластеров, включающих в себя образовательные и научные организации разного уровня, организации транспортной индустрии и смежных отраслей, представителей органов государственного управления и производственных компаний.